Кобызев Сергей (выпуск 1971 г.)
Музыка — универсальный язык человечества.
Воспоминания воспитанника школы- интерната №1
Кобызева Сергея
Выпуск 1971г.
«Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить!»
Я учился одновременно в интернате и в муз. школе, поэтому чаще мои воспоминания связаны с музыкальной жизнью нашей школы. Помнится, в середине 60-х у нас в школе был оркестр, которым руководил Корней Абрамович Винс (учитель немецкого языка). Они занимались на большой перемене. В этом оркестре взял своё начало Кулахметов Ануар (мой одноклассник и однокурсник РМУ, потом окончил Алматинскую консерваторию. Работал в оркестре Курмангазы, объездил весь мир с гастролями). Сегодня преподаватель ДМШ г.Астана.
Поступив в музыкальную школу, Никольская Екатерина Ивановна (старший воспитатель, в дальнейшем, мой ангел хранитель) мне выдала со склада старенький баян «Ростов -Дон». С этим баяном я начал играть на слух и впервые вышел на сцену нашей школы. У меня уже был опыт игры на гармошке (ст. Тобол. С 6-ти лет в начальной школе все мероприятия проходили под мой аккомпанемент). Баян - инструмент более лёгкий для освоения, но ноты я не хотел учить, в силу природной лени. Это потом, став опытным педагогом, я объяснял ученикам, что ноты - это шпаргалка для музыкантов. Это сейчас я могу написать партитуру оркестра не касаясь ни одного инструмента. Но в те годы я - слухач, первый парень на деревне. Перед отбоем мы организовывали танцы под баян для класса или в актовом зале для всей школы, где было пару пластинок, остальное, баян. Разумеется, у нас была детская концертная бригада, которая давала концерты в больнице, в организациях, в ДК "Строитель". Мне было лет 13, когда мы для шефов(РМЗ) ставили концерт. Пел инсценированную песню "В землянке". Потом нас угощали пирожными. После этого я почувствовал першение в горле. Вечером с этим же номером, который нам поставила наша воспитатель Давыдкова Любовь Фёдоровна, я вышел на сцену и на втором куплете у меня пропал голос (мутация). Испугавшись, виду не подал, а стал импровизировать (украшать) тему мелодии. Потом солисткой этой песни была Зина Чередниченко, а я продолжал играть. На весенних каникулах мы каждый год выезжали "Дорогами славы отцов». Встречались с героями гражданской и отечественной войн. Запомнился такой эпизод: Памятник героям гражданской войны посреди степи. Мы подъезжаем и даём концерт. Зрителей нет... Наши воспитатели и учителя сами пережили войну, поэтому они сумели нам передать патриотические чувства. Наши воспитатели, учителя и технические работники во внеурочное время находили время поговорить с нами на отвлечённые темы. Сашка Шилов свободное время проводил в гаражах у д.Толи и д.Лёши, которые на выходные брали его, а потом и меня к себе домой.
Шаяхметов Бексултан Дюсенбаевич, выпускник интерната, окончив пед. институт, работал учителем физики и жил в одной из комнат общежития. Этот человек разносторонне развитый увлекался, в том числе, и музыкой. Однажды завёл меня к себе, посадил на кресло, заставил закрыть глаза, а сам поставил пластинку с музыкой И.С.Бах "Скерцо" из второй французской сюиты. И так повторялось 5 или 6 раз. Он сам влюбился в красоту классики и хотел поделиться этой красотой. Позднее, на концерте своего 50-летия я посвятил ему исполнение этого "Скерцо". Он вышел на сцену с поздравлениями и сказал замечательную фразу: "Хорошо, Серёжа, что ты не стал физиком".
Параллельно я учился (или мучился) в музыкальной школе. Встал вопрос о моём исключении из ДМШ (до третьего класса я не знал нот, играл на слух, с показа учителя). Директор музыкальной школы был против. Он сказал моей учительнице: «Ну, вы ещё попробуйте, способный же парень". Ответ: "Вот вы сами возьмите и попробуйте". Ваганов Иван Андреевич взял меня, и я его не подвёл. В этом же году на городском и областном конкурсах – 1 место. А занимались мы так: пол урока он мне рассказывал, как воевал. Он влюбил меня в себя и сумел заменить отца. Летом я не редко ночевал у него дома. Воспитанники Рудненского детского дома посадили ёлочку и подписали «Участник ВОВ Иван Андреевич Ваганов». Это воспитательная работа, которую возглавляет организатор детских дел Буракова Ольга Николаевна. От души благодарен за эту ёлочку. Теперь она растёт на «Аллее Славы», которая посажена в честь 70-летия Победы в ВОВ. Наверное, поэтому мы, воспитанники интерната, всегда будем помнить добрым словом наших учителей и воспитателей. Спустя 40 с лишним лет, мы, выпускники интерната, кроме экскурсии в родные стены, обязательно едем на кладбище и кланяемся могилам наших наставников. Светлая им память. А сегодняшним- терпения и здоровья.
Я часто приезжаю в Детский дом с концертами, которые мы проводим с воспитанниками детского дома.
Сейчас Сергей Кобзев –аранжировщик, музыкант, композитор, преподаватель музыкальной школы, «Почётный житель» города Костаная.