rukzen

Психологические портреты проблемных детей (неудачники)

«НЕУДАЧНИКИ»

Основной психологической особенностью при этом неблагоприятном варианте развития личности является повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении. К повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении и т.п. Повышенный уровень тревоги наблюдается у большинства детей – сирот, перенесших глубокую психологическую травму, семейные драматические события или материнскую депривацию.
Состояние тревоги проявляется, как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Ситуацию, которую большинство детей восприняло бы как вполне рядовую, при высоком уровне тревоги вызывает стресс. Для ребенка, находящегося в этом состоянии, характерны постоянные опасения и страхи. Затруднено принятие решений, так как ребенок чрезмерно фиксируется на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение.
Повышение уровня тревоги приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается во всех сферах жизни ребенка.
В период подготовки к обучению в школе или немного позже – в начале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает, успешно учиться с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка появляется тревога, падает уверенность в себе, снижается самооценка. Это, в свою очередь, вызывает отнюдь не улучшение, а ухудшение результатов. Естественными следствиями тревоги и неуверенности являются непродуктивные траты времени на несущественные детали задания, отвлекающие от работы рассуждения (например: «Как будет плохо, если я опять получу двойку»), отказ от заданий, которые заранее кажутся ребенку слишком трудными. Понятно, что этот путь ведет ко все более глубокой неуспеваемости.
Постоянное опасение сделать ошибку, отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил. При этом проверка часто оказывается бессмысленной, так как ребенок не умеет находить свои ошибки.
Таков механизм возникновения порочного круга: волнение, опасения, беспокойство, нарушая деятельность ребенка, ведут к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех в свою очередь, заставляет ребенка волноваться, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее разорвать этот круг. И неуспешность становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем сильнее он волнуется. Волнение еще больше снижает результаты работы. Из-за этого контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов, при повышении мотивации снижаются достижения.
О том, что у ребенка формируется синдром «неудачника», который его тяготит, можно говорить только в том случае, когда он исполнителен, послушен, беспрекословно выполняет требования взрослых. Когда таких «сопутствующих» факторов нет, тогда ребенку в большей или меньшей степени безразлично несоответствие его школьных достижений ожиданиями окружающих. О наличии установки на исполнительность свидетельствует длительное сидение ребенка за уроками (хотя при этом он может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий), его огорчение при получении плохой отметки.
Первичные причины, приводящие в конечном итоге к так называемой хронической неуспешности, могут быть различными. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки сразу вызывает неудачи для обучения письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке: ребенок не запоминает ; «пропускает мимо ушей», задания и указания учителя.
Нередко причиной первых неудач становится задержка психического развития (нарушение обучаемости). Однако в дальнейшем на ее основе может возникнуть хроническая неуспешность в любой деятельности. И даже если задержка уже компенсирована, учебные достижения не повышаются: теперь они поддерживаются опасениями и неуверенностью в себе.
Нередко порочный круг запускается необоснованно завышенными ожиданиями и требованиями родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка воспринимаются родителями, а значит, и им самим, как неудачи. Хотя всем известно, что «тройка» означает «удовлетворительно», родители часто рассматривают эту отметку как неудовлетворительную. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту беспокойства и вследствие этого к реальной неуспеваемости, к «двойкам2. При завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, неуспешность может складываться уже в начале дошкольного возраста.
У усыновляемых или опекаемых детей беспокойство и тревога часто являются следствием пережитой депривации, психологической травмы. Вызванная этими причинами общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносится и на школьную жизнь. Далее складывается уже описанный порочный круг, приводящий к хронической неуспешности; даже когда травма уже пережита, тревога не исчезает: теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью.
Развитие по типу «неудачник», независимо от исходной причины, имеет определенные проявления. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревоги, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, воспитателями, учителями).
Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, результаты в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь бороться с возникшими у ребенка трудностями, устраивают ежедневные дополнительные занятия. Это приводит к астении, которая еще более тормозит развитие, усиливая общее неблагополучие ситуации.
Итак, основой для вывода о том, что у ребенка наблюдается синдром неудачника, служит сочетание следующих данных:
* низкие достижения ребенка. Взрослые оценивают детскую деятельность в целом, как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что в какой-то отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту область достаточно важной;
* высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенности в себе. Это центральное психологическое звено череды неудач. Как правило, наиболее болезненной сферой является школьно - учебная;
* установка на исполнительность, высокая значимость для ребенка оценок, дающихся взрослыми.
Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии нередко появляются к концу начальной школы.
В подростковом возрасте у детей – «неудачников» нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности.
Среди психологических особенностей центральную роль начинает иг-рать депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет его депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

СОВЕТЫ

Главное, что должны сделать взрослые, чтобы переломить синдром неудачника – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке работы ребенка надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них – ни в коем случае не сравнивать весьма посредственные результаты ребенка с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней – два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.
Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, способным реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен – в спорте, в хозяйственно-бытовых делах, в компьютерных играх или в рисовании – это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напортив, следует подчеркивать, что если научился делать хорошо какое–то одно дело, то постепенно научиться и всему остальному.
Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть он хорошо бегает. Тогда надо определить его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому, что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями. Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего синдромом неудачника, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).
Родителям и учителям необходимо отбросить не терпение: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревоги и неуверенности в себе не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна стать сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь, необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижаются опасения, связанные со школой, и начинают накапливаться некоторые достижения.
Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Искренне интересуясь школьной жизнью ребенка, следует при этом смещать акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по класс су, экскурсии и походы. Не стоит фиксироваться на области неуспеха – школьных отметках. Напротив, в качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро интересующей сферы деятельности должна подчеркнуто выделяться та, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обретая утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат синдрома неудачника – резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. Таким образом, чем меньше родители фиксируют ребенка на школе, тем лучше для его школьных успехов.
Итак, чтобы избавить ребенка от синдрома неудачника, нужно:
• обеспечить ему ощущение успеха;
• снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!);
• хвалите ребенка не за результат, а за любую попытку его достижения;
• обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.